Аналитика бизнеса.
Зачем нужна и как должна выглядеть?
Прибыль бизнеса формируется из множества ключевых показателей: это и продажи, и ценообразование, и эффективность персонала, и продвижение, и управляемость расходами, закупками, товарными запасами — и многое другое. Успешность компании напрямую зависит от сбалансированности всех этих элементов, чтобы даже с учётом издержек сохранялась стабильная и достаточная для развития чистая прибыль. Задача любого руководителя — обеспечить именно такой баланс. А для этого, как пилоту самолёта, ему необходимо видеть все ключевые показатели бизнеса в режиме реального времени.
Роль такой «приборной панели» выполняют аналитические дашборды. Именно с их помощью руководитель может держать руку на пульсе бизнеса и оперативно реагировать на любые отклонения в показателях, принимая своевременные и эффективные управленческие решения.
Таким образом, если целесообразность или хотя бы формат бизнес-планирования ещё может вызывать споры и обсуждения, то необходимость управленческой отчётности и системы дашбордов для руководителей сегодня уже не ставится под сомнение. Они необходимы.

Вопрос заключается в другом: как должна выглядеть эффективная бизнес-аналитика и что именно должен содержать в себе качественный дашборд?
Pазличают несколько типов аналитики для работы руководителя:
Ежедневная аналитика
Необходима для оперативного ежедневного контроля, чтобы оценить, как компания отработала за предыдущий день. Это занимает около 10–15 минут, и если по показателям нет вопросов, процесс заканчивается. Однако если на дашборде выявляются существенные или странные отклонения, проводится анализ и выявляется причина. Важно, что этот процесс осуществляется на следующий день после появления отклонения, а не в начале следующего месяца. Таким образом, исключается накопление ошибок, что может оказать губительное воздействие на бизнес. Именно поэтому так важен ежедневный контроль.
Ежемесячная аналитика
Система ежемесячных дашбордов необходима руководителю для анализа работы предприятия за отчетный период — месяц, а также для выработки тактических контрмер, направленных на улучшение показателей. В ежемесячный отчет входят не только основные показатели, но и аналитика по всем направлениям работы. Это включает:

  • Финансовые показатели: маржинальность по работам и запчастям, выручка, валовая прибыль, операционная прибыль;
  • Операционные показатели: машинозаезды, средний чек, отношение запчастей к работам в заказ-наряде;
  • Расходы с разделением по основным источникам: ФОТ, аренда и т.д.;
  • Показатели рентабельности: валовая и операционная прибыль, процент расходов от валовой прибыли;
  • Производственные показатели: эффективность и продуктивность работы подразделений.
Это пример основных показателей для автосервиса, однако в каждом бизнесе они будут отличаться.
Ключевой вопрос при построении эффективной системы бизнес-аналитики — не просто наличие всех вышеперечисленных показателей, а соответствие аналитики следующим требованиям:

Актуальность — всегда свежие данные. Данные должны обновляться ежедневно и оперативно, причём автоматически.

Достоверность — всегда точные данные. Все данные, попадающие в ваш финансовый или иной дашборд, должны поступать автоматически. При этом перед загрузкой данные должны быть проверены на корректность. У вас не должно возникать сомнений в том, что данные в чём-то "не сходятся". И никаких ручных расчётов!

Оперативность — аналитика всегда под рукой в одном отчёте. Вы не должны тратить много времени и усилий на сбор и объединение данных из разных источников. Аналитический дашборд должен быть доступен всегда, причём не только на рабочем ПК, но и на всех ваших устройствах!
Как же сделать так, чтобы ваша система дашбордов для руководителей соответствовала ранее озвученному принципу: «Аналитика не должна просто отображать цифры, она должна чётко показывать, что именно нужно делать»? Для этого необходимо придерживаться следующих принципов:

Связанные показатели
Основные и ключевые показатели по прибыльности (или другие, которые вы считаете основными) должны быть представлены вместе с показателями, которые напрямую влияют на них. Например, рядом с выручкой должны быть показатели по количеству продаж, наполнению и среднему чеку. А рядом с валовой прибылью (или GM1) — показатели наценки и т.д.

Достижение целевых показателей
Для каждого показателя должна быть указана информация о выполнении или невыполнении цели (да, цели должны быть рассчитаны и заданы для каждого показателя), а также степень отклонения от этой цели.

Прошлые периоды
Необходимо сравнивать текущие показатели с результатами прошлых периодов (прошлый месяц, тот же месяц прошлого года). Это поможет понять динамику и выявить тренды

Визуализация по сотрудникам
Важно не только видеть, какие показатели «тянут» компанию вниз, но и понимать, какие сотрудники оказывают на это влияние.
Используя совокупность изложенных принципов, вы всегда будете видеть не только, насколько вы не выполнили или перевыполнили план, но и что именно на это повлияло. Это позволит вам мгновенно определить, в какой области необходимо применить управленческие меры и что нужно «подкрутить».
Кстати, отличным примером такого дашборда является наше «Дерево KPI». Пишите нам в заявки, и мы с радостью отправим вам пример!